В Костроме 24 января прошел круглый стол «Общество и армия», участники которого обсудили главные «болевые точки» взаимоотношений граждан и военного ведомства.
В качестве эксперта на круглом столе, организованном Комитетом солдатских матерей Костромской области при поддержке Комитета гражданских инициатив, выступил директор Института политического и военного анализа, член Общественного совета при Министерстве обороны России, член президиума Общероссийской общественной организации «Содружество родителей военнослужащих» Александр Шаравин.
Как человек, 25 лет проходивший в погонах, он, исходя из личного опыта, рассказал собравшимся о тех преобразованиях, которые произошли в российской армии за последние годы. Особенно заметными они стали после того, как между военным ведомством и представителями гражданского общества начался диалог. Александр Шаравин отметил, что за 15 лет порядка 80 процентов пожеланий общественников было реализовано.
– Многое из того, что здесь предлагалось, удалось осуществить. За последние 5 лет Вооруженные силы очень сильно изменились. Например – год службы в армии или преобразование системы управления Вооруженными силами, – сообщил эксперт.
Он отметил, что большая заслуга в преобразовании принадлежит «гражданскому» министру обороны Сергею Шойгу.
– В отличие от Сердюкова, он старается военных военному делу не учить. Сердюков трехмесячные курсы прошел в Академии генштаба и старался учить генералов, как руководить и как командовать, – сказал Шаравин.
Присутствующие в зале очень живо отреагировали на фамилию «Сердюков». Помощник областного военкома Сергей Жоркин поинтересовался, что нужно сделать, чтобы такие люди не получали назначений на высшие руководящие посты в российской армии. На это эксперт ответил, что, вероятно, России еще только предстоит выстроить систему кадрового резерва в армии, которая исключает появление на руководящих постах одиозных фигур.
Александр Шаравин подчеркнул, что главная суть преобразований состоит в том, что до реформы человек в армии был «винтиком» в военной машине, а на самом деле он должен быть «гражданином в погонах».
– До реализации этого лозунга там еще очень далеко, хотя изменения прошли просто грандиозные. Мы сначала сделали шаг от «зеленых человечков» к «вежливым людям». Хорошо это или плохо – вопрос. Но изменилось вообще отношение человеку в армии, – пояснил эксперт.
Он сообщил, что изменения коснулись уменьшения размеров казарм, создания более комфортных условий для солдат. В бытовом плане еженедельная помывка в бане, где нередко была только холодная вода, теперь заменена на «более цивилизованный» ежедневный душ, а вместо самостоятельного строительства зданий Минобороны перешло к системе выдачи денежных сертификатов, доверив сферу возведения жилья профессионалам. Улучшилась система обеспечения солдат обмундированием и питанием.
Большим шагом в борьбе с дедовщиной Шаравин назвал инициированную общественной организацией «Содружество родителей военнослужащих» бесплатную выдачу солдатам-срочникам сим-карт, с помощью которых они получили возможность позвонить в военную прокуратуру или правозащитникам. Он отметил, что после этого нововведения начался всплеск сообщений о фактах дедовщины.
– На самом деле роста не было, просто у солдат раньше отсутствовала возможности сообщать об инцидентах. Буквально через 3-4 месяца шквал звонков начал уменьшаться. Сейчас он в определенных пределах существует, но жизнь есть жизнь, проблемы могут возникнуть, однако любой может позвонить вплоть до самой высшей инстанции, – пояснил эксперт.
Как напомнили представители Комитета солдатских матерей Костромской области, проблемы с призывом до конца не решены. Например, этой осенью было много обращений о призыве на срочную службу магистрантов, которые по закону имеют право закончить образование.
Александр Шаравин при этом отметил, что в последние годы появилась и обратная тенденция: люди, непригодные по состоянию здоровья для службы в армии, ради дальнейшего трудоустройства пытаются за деньги попасть в ряды призывников.
Фотографии Алексея Молоторенко / интернет-журнал «7×7»