В Костроме 13 апреля прошел круглый стол «Общество и Церковь», на котором выступил известный ученый Александр Копировский.
Участниками встречи, организованной Костромской группой Комитета гражданских инициатив и Костромским церковно-историческим обществом, стали десятки неравнодушных костромичей: священнослужители, ученые, студенты, журналисты, общественники, предприниматели, адвокаты. А те, кто не смог прийти, смотрели дискуссию в прямом эфире на канале KostromaOnline.
Как отметил профессор Александр Копировский, тема взаимоотношений общества и церкви – достаточно сложная и острая.
«Даже когда в 1918 году большевики издали закон об отделении церкви от государства, люди добавляли: да, церковь отделена от государства, но не от общества. Как всегда, при столкновении такого рода реальностей возникают искры, проблемы», – отметил Александр Копировский.
Попытаться найти точки взаимного соприкосновения в теме взаимоотношений общества и церкви эксперт предложил через личность священника Павла Флоренского, которого называли «русским Леонардо да Винчи», и который обладал многими талантами.
«Будучи членом церкви, сыном церкви, не отказался от сана, продолжал служить и оставался священником. В 1920 году он преподавал на всесоюзных технических курсах», – напомнил Александр Копировский.
Он поприветствовал планы властей Костромы установить на Аллее славы в областном центре знак в память о Павле Флоренском.
По словам эксперта, Флоренский, будучи священником, одновременно являлся и человеком общества, практической науки. Даже будучи в заключении в Соловецком лагере, он продолжал трудиться и делал научные открытия. Например, из местного агар-агара Флоренский наладил производство мармелада, а также производство йода. Впоследствии в ходе войны это стало огромным вкладом в помощь армии и народу.
Александр Копировский рассказал, что во время кампании по борьбе с религией в начале ХХ века Маяковский гневно восклицал: «Во ВХУТЕМАСе поп Флоренский в рясе!». Впоследствии расстрельный приговор Флоренскому вынесли именно как «попу, не снявшему c себя сана».
На круглом столе отметили, что гонения на отдельных священников происходят и в наши дни, в том числе в Костроме.
Участники дискуссии напомнили о священнике храма Воскресения Христова в селе Карабаново, который выступил с проповедью о мире в разгар «спецоперации» РФ на территории Украины, чем вызвал гнев правящего митрополита. После этого иерей Иоанн Бурдин был оштрафован и лишился работы в храме.
Отвечая на вопрос, профессор Александр Копировский выразил сожаление в связи с произошедшим, отметив, что «лучше бы этого не было». Он назвал ситуацию «острой».
«Я слышал об этой ситуации. Думаю, что это, конечно, коллизия. Общество и церковь – проблемное поле. Тут важно находить точки соприкосновения. Заклеймить кого-то легко. Черное и белое. Один был не прав, другие были правы. Или наоборот. Это вопрос человеческого суда. А с судом человеческим бывают сложности», – пояснил он.
Председатель отдела религиозного образования и катехизации Костромской епархии протоиерей Виталий Шастин сказал, что церковь согласна с заповедью «Не убий», но отметил это применительно не к «спецоперации», а к абортам.
Объясняя причины возникающего конфликта между обществом и церковью, Александр Копировский предположил, что их следует искать в советском прошлом.
Применительно к ситуации с шельмованием священников за проповедь «Не убий» предприниматель Сергей Смолинов назвал «глупостью» и «издержками большевизма» ситуацию, когда их подвергают гонениям за выражение собственного мнения.
«Церковь со времен Ивана Грозного подчинена государству. Вот начнет государство ядерную войну – и ее благословят?», – поинтересовались костромичи.
После того как костромской митрополит Ферапонт распространил в Интернете заявление о том, что «Церковь призвана молиться за государя, за существующую власть, поскольку власть, какая бы она ни была, она всегда обеспечивает порядок», многие участники круглого стола выразили нескрываемое недоумение.
«Вы говорите, в советское время церковь получила «прививку». Все мы немного «вирусологи». Вы считаете общество больным. Прививка не позволит упасть совсем низко и не уничтожиться? Не будет ли ситуации, когда все общество будет прокаженным, и вам придется благословлять проказу?», – поинтересовался журналист Алексей Молоторенко.
На это Александр Копировский ответил, что ни в коем случае не призывает «благословлять проказу». Напротив, решать проблему необходимо работой над собой, показывая своими делами добрый пример.
Протоиерей Георгий Эдельштейн согласился с мнением о тяжелом советском наследии в церкви. Он сравнил жесткую иерархическую структуру РПЦ с государственной машиной.
«Наша церковь создана Сталиным в 1943 году, и до сего дня это та же карманная сталинская большевистско-коммунистическая церковь. И все патриархи, от Сергия до ныне здравствующего, – такие же советские функционеры и чиновники». Он задался вопросом: когда церковное руководство не соглашалось с большевистским начальством? Протестовало ли оно против войны в Чечне, в Афганистане, возражало ли когда-либо против сталинских репрессий?
Адвокат Павел Смолянинов, в свою очередь, выразил недовольство излишне строгим, на его взгляд, отношением общества к уголовным преступлениям священнослужителей – например, в случаях, когда их уличают в совершении пьяных ДТП, и удивился, «откуда у людей злоба».
На это кандидат философских наук Тамара Белкина предположила, что падение доверия общества к церкви в последние годы может быть вызвано как раз тем, что церковь, которая проповедует среди паствы скромность и принимает на себя роль морального ориентира и авторитета для общества, сама «утопает в роскоши».
«Отсюда и ненависть. Когда слова расходятся с делом – получается страшная вещь», – полагает Тамара Белкина.
Вместе с тем, посещающие занятия в Костромской духовной семинарии участники круглого стола Семен и Павел выразили надежду, что благодаря просвещению взаимопонимания между обществом и церковью станет больше.
Резюмируя идеи, высказанные в ходе встречи, ее участники сошлись во мнении, что необходимо продолжать ведение открытых дискуссий и цивилизованный диалог. В таком случае люди научатся слушать и слышать друг друга, в чем несомненно нуждается и общество, и церковь.
Фото: Алексей Молоторенко.